Эльдар Асанов — старший научный сотрудник национального университета
Узбекистана,
центр изучения региональных проблем «континент-а»
Найманы занимают важное место в родоплеменной иерархии узбекской народности, являясь одним из самых распространенных групп генетического характера: они зафиксированы во многих частях Среднеазиатского Междуречья, в Хорезме, Ферганской долине и северных областях Афганистана.
Найманы занимают важное место в родоплеменной иерархии узбекской народности, являясь одним из самых распространенных групп генетического характера: они зафиксированы во многих частях Среднеазиатского Междуречья, в Хорезме, Ферганской долине и северных областях Афганистана.
Найманы, в XII веке имевшие свою государственность, в начале XIII века были разгромлены Чингисханом и потеряли самостоятельное этническое значение. Дальнейшая судьба найманов была весьма сложной; в конце концов они в качестве родо-племенной группы вошли в состав множества современных монгольских, тюркских и иранских народов, в том числе монголов, узбеков, казахов, бурятов, кыргызов, алтайцев, ногайцев, каракалпаков, крымских татар, хазарейцев и таджиков.
Вопросы языкового и этнического происхождения найманов, равно как и их средневековая история, в достаточной степени освещены в специальной литературе. Имеются работы о найманах в составе тех или иных современных народов. Посему данный материал концентрирует внимание на рассмотрении истории и сегодняшнего состояния узбекских найманов. Специальные работы об узбекских найманах, их происхождении, расселении и родо-племенной структуре отсутствуют.
Некоторые сведения общего характера содержатся в работах Н. Аристова, А. Гребенкина, Б. Кармышевой, Х. Даниярова, С. Губаевой, в «Этническом атласе Узбекистана». Относительно полное описание расселения некоторой части найманов Центрального Узбекистана представлено в коллективном труде «Этнографические очерки узбекского сельского населения», а также в «Этнической истории» А. Шевякова.
В данной работе использованы как данные вышеназванных исследователей, так и материалы, собранные самим автором. Историческая прелюдия Найманы входят во все известные списки 92 узбекских племен и никогда не теряли самостоятельное значение.
В большинстве известных перечней найманы занимают десятое или одиннадцатое место, причем в одних источниках их название следует после аргынов, в других – после кыпчаков. Такое расположение связано, скорее всего, не с племенной иерархией, не с местом, занимаемым найманами в обществе, а любопытной особенностью перечней узбекских племен, подразумевающих рифмовку генонимов для легкости их запоминания.
Так, почти все списки начинаются с перечисления группы минг-юз-кырк, дальше следуют названия, рифмующиеся между собой: кыпчак-чакмак-урмак-тудак-азак-калмак-карлык, койчи-отачи-болатчи, алчин-аргын, барлас-кенагас и т.д. Со временем память о предназначении такого группирования генонимов была утеряна, и в народе сформировалось представление, что эти племена по происхождению связаны друг с другом.
При расспросе информаторов нередко приходится слышать, что барласы с кенагасами, минги с юзами и кырками составляют единую племенную конфедерацию. Часть найманов поселилась в Маверауннахре уже в XIII-XIV вв. После присоединения найманов к государству Чингисхана они приняли деятельное участие в захвате государства Ануштегинидов, заняли новые земли в Средней Азии и были распределены между улусами Чагатая и Джучи.
Судя по всему, найманы Чагатайского Улуса были немногочисленны, но имели определенное влияние при чагатайских ханах, а в дальнейшем – при дворе Тимура, и принимали участие в военных и политических мероприятиях. В анонимном труде среди эмиров Тимура упоминаются Тимур-ходжа Найман, Латифаллах Найман, Ак-Буга Найман, Али-Тутак Найман, Са’адат Найман, среди тувачи – Али-Султан Найман.
Однако основная масса найманов переселилась в Маверауннахр на рубеже XV-XVI вв., в ходе захвата власти талантливым политиком и полководцем Мухаммед Шейбаниханом. В Улусе Джучи найманы занимали более прочные позиции, чем при Чагатаидах и Тимуридах: среди 24 племен, вознесших на престол Абулхайрхана, деда Шейбанихана, упоминаются утарчи найманы и огреш найманы; в «Тарих-и Абулхайрхани» найманы фигурируют среди племен, занимавших главное место в войсках Шейбанихана.
В описании племенного состава войск Шейбанихана в «Шейбанинаме» Мухаммеда Салиха найманы упоминаются наряду с мангытами: Генеалогическая близость между найманами Шейбанихана и Чагатайского улуса обусловила быстрое объединение этих двух групп. При этом значительная часть найманов осталась в Дашты-Кыпчаке и вошла в состав казахов, а также ногайцев, каракалпаков и др.
В середине XVI века аристократия найманов заняла территории в северном Хорасане, в окрестностях городов Балх и Андхой. Во второй половине того же века она сыграла важную роль в объединении узбекского государства со стороны Абдуллахана II.
В частности, Абдуллахан опирался на вождей найманов Джан-Давлат-бия, Джан-Али-бия и др. в своем противостоянии с владетелем Балха Дин-Мухаммед-султаном. Хронисты XVII века Махмуд бин Вали и Мухаммед Юсуф Мунши приводят любопытные подробности, свидетельствующие о важном месте, занимаемом найманами при дворе следующей узбекской династии – Аштарханидов.
Согласно распорядку придворных пиров и собраний в период правления Аштарханида Надир-Мухаммед-хана (1642-1645), слева от хана (левая сторона считалась самой почетной), после накыбов и сеидов, находились старейшины узбекских аймаков (племен) дурмен, кушчи, найман и кунграт; право занятия должности эшик-ага-баши (глава привратников) принадлежала дурменам, кушчи и найманам.
На вторую половину XVII века приходится начало процесса оседания найманов. Постепенный экономический и политический упадок узбекской государственности, ставшей неспособной на великие свершения, разруха и междоусобицы привели к тому, что военное сословие более не могло промышлять лишь набегами в соседние страны и служением ханам.
Эти обстоятельства создали неблагоприятные условия для дальнейшего развития кочевого вида хозяйствования. Все возрастающее кочевое и полукочевое народонаселение нуждалось в постоянном источнике пропитания. В XVII-XVIII вв. в центральной части Узбекистана городская цивилизация развивалась главным образом в крупных культурных центрах и ремесленнических поселениях средней величины, которые со всех сторон были окружены обширными степными просторами; в результате опустошительных набегов казахов и междоусобиц население покидало земледельческие оазисы, которые были заново обжиты примерно 300-350 лет назад.
Так, между Самаркандом и Джизаком, в Катванской степи, расселились узбеки, основную часть которых составили юзы подразделения туяклы – выходцы, по местным преданиям, из Пенджикента. Земли к югу от Самарканда во второй половине XVI века, при Абдуллахане II, заняли узбеки племени минг. В степной и частично оазисной полосе восточных районов Самарканда, начиная с конца XVII века, оседали найманы.
Расселение и структура
В местности Девори Киёмат Пастдаргамского района Самаркандской области, где некогда проходила одноименная оборонительная стена, проживает весьма пестрое население, состоящее из узбеков – найманов и мангытов, туркмен – баятов и салоров, ирани и люли-цыган.
По устным преданиям, собранным советскими этнографами в 60-х гг. прошлого века, эти земли запустели 250-300 лет назад, а повторное заселение происходило за счет узбеков – выходцев из Кашкадарьи и др. мест, туркмен – выходцев преимущественно из Бухары и Чарджоу, ирани – выходцев из Мерва, арабов – выходцев из Каршинской степи, таджиков – выходцев из Верхнего Зеравшана, каракалпаков – выходцев с берегов Сырдарьи.
Найманы считаются самыми старыми насельниками района, и составляют примерно 50-55% населения. Кроме найманов, в районе живут и другие узбекские группы, переселившиеся позже – сараи, мангыты, кыпчаки, ктаи, юзы, чуюты (подразделение кенагасов), турки, бухарцы и ходжи.
Таким образом, устные сведения согласуются с данными письменных источников об оседании найманов в восточных и северных районах Самаркандской области. Точная датировка этого процесса несколько затруднительна.
В XIX веке найманов отмечают: А. Вамбери в числе 32-х главных узбекских племен всех трех ханств; А. Гребенкин – в перечне узбекских племен долины реки Зеравшан; В. Радлов – в Каттакургане, Джизаке, Уратюбе и Дахане; наконец, официальная статистика 1885 года насчитывает 755 дворов найманов в Джизаке. Но есть свидетельство узбекского поэта Турды Фараги, творившего в эпоху Субханкулихана (1680-1702).
С учетом того, что Турды был представителем аристократии зеравшанских юзов, следует полагать, что перечисляет он именно узбекские племена, расселившиеся в Зеравшанской долине. Таким образом, мы имеем свидетельство оседания найманов в Самаркандской области, по крайней мере, к концу XVII века.
Основная масса найманов сегодня проживает в Пастдаргамском, Ургутском, Пайарыкском, Акдарьинском, Каттакурганском, Нарпайском, Иштиханском, Пахтачинском, Кошрабатском, Нурабадском районах Самаркандской области, Хатырчинском районе Навоийской области.
Удельный вес найманов отличается по районам: если в Пастдаргаме они составляют более половины очень разнообразного по происхождению населения, то в некоторых сельских районах составляют абсолютное большинство; в Ургуте найманы населяют несколько окраинных сел – Найман, Окрач, Найманча, Каранайман, Иланлы (или Джыланлы).
У жителей села Мианкау, расположенного вдоль русла Мианкау канала Димишк, также сохранилась память о переселении из деревни Джыланлы. Средневековая крепость зеравшанских найманов – Кал’а – находилась вблизи города Зиявуддин (Пахтачинский район), там проживали найманы окрач. Она считалась опорой и резиденцией вождей. Кроме найманов, там жили представители других народов, в частности, люли-тавактараши.
Таким образом, найманы составляют сплошной массив от восточных и северных окраин г. Самарканда до Нураты, где в районном центре и ряде селений проживают таджики. Судя по всему, таджики Нураты находились под сильным культурным влиянием узбеков.
Так, в отличие от большинства самаркандских таджиков, они занимаются скотоводством и имеют большие отары овец; таджики Нураты имеют развитую родо-племенную структуру, возникшую под влиянием соседствующих с ними узбеков и казахов. Среди их генонимов встречаются чисто тюркские, как, например, табагды (кабаклы) и курами.