Социальный кодекс Республики Казахстан станет основой для построения новой социальной политики, направленной на создание базовых условий для укрепления и развития казахстанской семьи.
Принятие Социального кодекса повлечет за собой утрату 17 законов, действующих в настоящее время. Например, если сейчас вопросы социальной защиты лиц с инвалидностью регламентируются 5 законами, то в будущем будет только один Социальный кодекс.
Порядок изложения выстроен в соответствии с этапами жизненного пути каждого человека, начиная от рождения и заканчивая выходом на пенсию, с последующим указанием мер, потребность в которых может возникнуть не у каждого (социальные гарантии для лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации).
Проектом Социального кодекса РК предусмотрен ряд новелл по следующим направлениям:
1. Внедрение Цифровой карты семьи;
2. Новые подходы в сфере обеспечения занятости;
3. Новая миграционная политика;
4. Меры поддержки семей с детьми;
5. Модернизация системы специальных социальных услуг;
6. Повышение пенсионных выплат.
При этом, Социальный кодекс обеспечит сохранение всех социальных гарантий и форм соцподдержки, которые есть сегодня, в том числе обеспечение граждан пенсиями, пособиями и выплатами из Государственного фонда социального страхования (далее – Фонд).
Параметры назначения социальных выплат из Фонда в рамках Социального кодекса сохраняются без изменения. Кроме этого, проектом Социального кодекса предусматривается:
— расширение охвата обязательным социальным страхованием порядка 30 тыс. индивидуальных помощников, оказывающие услуги по сопровождению лица с инвалидностью первой группы, имеющего затруднение в передвижении. Это означает, что при наступлении социальных рисков,индивидуальный помощник будет иметь право на социальные выплаты из Фонда, обеспечен медицинской помощью в рамках страхового пакета из Фонда социального медицинского страхования, а также при достижении пенсионного возраста — иметь трудовой стаж для базовой пенсии и право на накопительную пенсионную выплату.
Принятие Социального кодекса позволит: создать единый источник знаний граждан о своих социальных правах и обязанностях; вести автоматизированный мониторинг социального благосостояния населения; принять превентивные меры по обеспечению социальных прав и гарантий; оказывать госуслуги в электронном и проактивном формате; повысить социальную защищенность и уровень жизни наших граждан.
Система обязательного социального страхования в стране внедрена с 2005 года, которая предусматривает страхование по 6 видам социальных рисков на случаи утраты трудоспособности, потери кормильца, потери работы, потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка и в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста полутора лет.
В этих целях плательщики (работодатели) ежемесячно производят социальные отчисления в размере 3,5% за своих работников в Фонд.
При наступлении социального риска участнику системы (за которого уплачены социальные отчисления в Фонд), а в случае его смерти иждивенцам гарантируется предоставление социальной выплаты из Фонда. Это так называемый дополнительный уровень социальной защиты для работающих граждан к базовому социальному обеспечению из республиканского бюджета.
В настоящее время система охватывает более 6,8 млн. человек. В 2022 году социальные выплаты получили порядка 1,2 млн. чел.
Размер социальных выплат зависит от дохода участника системы, с которого производись социальные отчисления и стажа участия в системе.