Вкусно поесть – одно из самых больших удовольствий для человека. А если это еще и вполне доступно по стоимости…
обыкновенной газплите. Сегодня так работать уже не получиться. Теперь есть жарочный шкаф и даже миниатюрный тестомес. Но ручного труда меньше не стало -вкуснотищу распробовали и спрос вырос. А может быть потому и вкусно так все, если главное не техника, а руки умелые.
Когда-то Бижамал Кыдырбаева работала на хлебозаводе, что и позволило приобрести немалый и такой ценный опыт. Вскоре после выхода на заслуженный отдых стало ясно, что пенсии на все необходимое не хватит, как не старайся экономить. Да и не сэкономишь особо, если троим детям надо помогать и четверо внуков мала-мала меньше. И тогда Бижамал-тате с дочерью Гульнар решили печь прямо на дому и продавать. Идея оказалась верной. Сейчас две мастерицы каждый день делают булочки простые и с маком, пирожки с разной начинкой, турецкие рогалики – тесто для них готовится по особому рецепту. В ассортимент входит и традиционная самса. Сейчас на рынке у них свой «бутик», каждый день сарканские кулинары готовят 400-500 булочек – это не считая всего остального. Особое внимание уделяется заказам на различные торжества. Вот тогда порой до поздней ночи приходиться трудиться.
Сегодня уже почти ушло понятие «советский человек». В самом лучшем смысле этого выражения. Бижамал-тате именно из таких. Каких сегодня практически нет. Работают мастерицы, как и положено на подобном производстве, всегда в платках – а вдруг волос с головы в тесто упадет! Если в одной из сарканских пекарен каждый кусочек теста для хлеба обязательно взвешивается – нагрянет проверка, а у нас недовес – то Бижамал Кыдырбаева тоже взвешивает каждый кусочек, для той же самсы. Только с другой целью.
— Можно, конечно и на глазок, — говорит она. – Но тогда кому-то больше достанется, а кому-то меньше. А человек ведь свои кровные заплатил за эту самсу! Почему он за те же деньги должен меньше получить?!
— Сейчас цены практически каждый день поднимаются, можно сказать, на все. Сколько будут стоить завтра ваши булочки и самса?
— Столько же. Мы цены поднимать не будем. Ведь это несправедливо – людям и так тяжело.
Открыть даже небольшой бизнес без первоначального «вливания» никак невозможно. Бижамал-тате не знает что такое кредиты, гранты или еще какая-нибудь государственная поддержка. Грант взять не получилось, а условия кредитования по ее словам просто нереальные. Пришлось занимать деньги у друзей и знакомых, благо много и тех и других, а неподъемные проценты выплачивать не нужно. Не со всеми она рассчиталась, но при этом помогала нуждающимся. Каждую пятницу бесплатно раздавала хлеб. С одним условием – она должна была быть уверена, что человеку действительно трудно. Сейчас благотворительница от этой затеи отказалась и причина совсем не красит наш прекрасный народ. Люди, вместо слов благодарности начали наглеть. Некий молодой человек обругал пожилого человека матом и чуть не накинулся с кулаками. Другие стали требовать, чтобы бесплатный хлеб клали в пакеты, как в магазинах. Прозвучала дикая фраза – «вам государство и так все возмещает». Пробовали отвозить пирожки в Центр оказания специальных медицинских услуг, в просторечии психинтернат, но скоро стало ясно, что надо стоять рядом, пока пациенты едят. Иначе все отберет персонал. А времени на это просто нет.
— Сейчас нормального хлеба в Саркане не найдешь, — говорит Бижамал Кыдырбаева — У нас несколько пекарен и в каждой, чтобы меньше уходило муки, кладут слишком много разрыхлителя.
Сама она работает совсем не так. Честно работает. Иначе, по ее личному мнению, просто нельзя…
В. БЕРЕГОВОЙ.