Саркан – один из немногих райцентров нашей области, где возобновлено и успешно действует автобусное сообщение по городу.
Вот уже год сарканцы своим общественным транспортом весьма довольны – таксисты регулярно срывают листки с расписанием в местах остановок конкурентов, а горожане надеяться, что к двум существующим маршрутам вскоре добавится третий, и будет совсем прекрасно. Однако организатор этого почти забытого в райцентрах сервиса, сограждан вынужден огорчить:
— Справится бы с тем, что есть, не разочаровать людей, которые к нам привыкли, приходят в определенное время к местам остановок и ждут автобус, — говорит Жолдыбай Молдабеков, — третий маршрут запускать не будем.
К делу предприниматель с двумя сыновьями, которые вот уже год сидят за баранками, подошли очень серьезно. Наметили маршруты, не один раз проехали по ним, засекли среднее время прохождения. Распечатали расписание для раздачи пассажирам, поставили в кабинах электронные секундомеры и вышли на линию. Люди не верили своим глазам и привыкали к «новому» средству передвижения с трудом. Изо дня в день, с утра до вечера, и строго по расписанию микроавтобусы ездили пустыми. И только месяца через три, исключительно благодаря тому, что предприниматель не сдался, городское автобусное сообщение на двух маршрутах заработало в полную силу.
Стоимость проезда — 50 тенге. Автобус – теперь, для удобства пассажиров, это уже не «ГАЗели» — на каждой остановке появляется строго в определенное время, один раз в час. По словам Жолдыбая Молдабекова, расписание соблюдается гораздо строже, чем интервал движения у алматинских автобусов. Иначе нельзя никак. Один раз не выйдешь на линию, второй, расписание начнешь соблюдать не всегда – люди перестанут на тебя рассчитывать. Зачем стоять и ждать, если не уверен, что автобус появится!
Движение начинается в 7-20, в 18-30 заканчивается. Пробовали начинать ездить раньше, а заканчивать позже, но — не было пассажиров. Мнение сарканцев единодушно – автобусное сообщение в городе необходимо. Водитель, не создавая никому помех, всегда притормозит, если проезжаешь мимо своего дома. Остановиться, если не успев дойти до остановки, махнешь рукой.
Почему же автобусного сообщения нет практически ни в одном райцентре области? Невыгодно, да и с таксистами трудно будет конкурировать. Именно так рассуждают многие предприниматели, даже, к примеру, в Ушарале – городе большом, и далеко не бедном. К сожалению, они во многом правы.
— Недавно нам пришлось отдать один маршрут в другие руки, — говорит Жолдыбай Молдабеков. – Ведь если платить нанятым водителю, кондуктору – практически не будет прибыли. Два моих сына и так год отработали, не вылезая из-за баранки, практически без выходных и праздников. Именно поэтому, когда все заработанные средства остаются в семье, мы смогли выжить и что-то зарабатывать.
Средств для развития общественного транспорта в бюджете Сарканского района, естественно, не предусмотрено. Как и каких-либо других субсидий. Поэтому самая острая головная боль перевозчиков – повысится или все-таки нет цена на ГСМ. Отец и сыновья пообещали держаться и не повышать плату за проезд, сколько возможно. Ну а потом? Вопрос остается открытым…
Вадим БЕРЕГОВОЙ,
г.Саркан.