В селе Черкасском, на высоком пригорке стоит некогда величественный памятник героям так называемой «Черкасской обороны». Три остроконечные пирамиды мемориала олицетворяют собой остроту классовых битв 1918-1919 годов. В советское время памятник и музей, который расположился у подножья мемориала, были культовым местом, куда приезжали сотни туристов, школьники района и области. Они возлагали цветы к вечному огню, посещали музей «Черкасской обороны», любовались живописной панорамой.
Сегодня интерес к тем событиям заметно упал, вечный огонь погашен. Медный барельеф с изображением партизан похищен, а пирамиды покрылись вульгарными надписями. Справедливости ради нужно сказать, что в последнее время власти Алматинской области начали уделять больше внимания музею и мемориалу. Немногочисленные сотрудники музея стараются поддерживать былой порядок и редким посетителям пытаются живо рассказать о тех далеких и страшных событиях, когда окруженные со всех сторон крестьяне 13 сел целый год держали оборону не на жизнь, а на смерть против сарканских казаков, белогвардейцев генерала Ярушина и атамана Анненкова.
Кто они эти партизаны? Борцы за справедливое дело, как долго о них говорили в советское время или захватчики чужой земли и собственности? Достойны ли они памяти потомков? Для понимания происходившего следует отступить на несколько лет назад в начало ХХ века. Мы уже говорили о сложной социально — экономической и политической обстановке накануне февральской революции в крае. Лепсинский уезд после 1907 года принял переселенцев из 59 губерний России. Сюда в поисках счастливой доли приехали крестьяне Смоленской, Воронежской, Черниговской, Полтавской и других губерний, сорванные с места революцией 1905 года и поверившим обещаниям правительства наделить их землей. В предгорьях возникли многочисленные села: Андреевка, Саратовка, Черкасское, Антоновка, Колпаковка, Герасимовка, Константиновка, Осиновка, Петропавловка и целый ряд других. Заметим, подавляющее число новоселов- участники или очевидцы крестьянских движений в центре. Землю , которую правительство изъяло у местного населения, новые переселенцы получили далеко не сразу и не все. Неплохо себя чувствовали жители первых казачьих станиц и выселков, жители которых имели от 20 до 50 десятин (1 десятина тогда равнялась 1,09 гектара) на мужчину. Но и в казачьих станицах наблюдалось социальное расслоение на бедных и зажиточных. По меркам ХХ века большая часть старожилов и казаков считались кулаками. Другая и более значительная часть оставалась бедняками. По данным статистического обследования переселенческих поселков Лепсинского, Капальского, Верненского, Пишпекского и Пржевальского уездов в 1910-1913 годах безземельных хозяйств насчитывалось 3322 или 27, 7%, бедняцких хозяйств, имевших до 5 десятин, было 2646 или 22, 1%, 2660 человек были батраками. Вместе это составляло около 50% всех хозяйств переселенцев. Те, которые так и не успели получить долгожданную землю и с завистью поглядывали на своих состоятельных соседей и земли казахов.
В феврале 1917 года произошла революция в России. Царь был свергнут. А вместе с ним исчезли местная царская администрация и полиция. Новое Временное правительство в каждую область и уезд прислало своих комиссаров с заданием удержать народ в рамках порядка. Но это стало невозможным, поскольку само Временное правительство отменило прежние законы в стране и армии. Выпустило политзаключённых и уголовников. Объявило свободы собраний и митингов. Параллельно с комиссарами Временного правительства повсеместно стали избираться «незаконные» Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, и национальные комитеты. Оживились национальные окраины, требуя автономии или даже полного отделения от России..
Пытаясь загладить обиды казахского населения, Временное правительство объявило амнистию участникам восстания 1916 года, возвратило с фронта тыловых рабочих-казахов и даже обещало с сентября 1917 года выдавать компенсации за сожженные дома и угнанный скот. Но население огромной империи с нетерпением ждало решения главных вопросов; что с землёй и закончится ли ненавистная война? Революционная смута подогревала их ожидания. В условиях неразберихи с властью начался самовольный захват земли у офицеров, чиновников, церкви. Но Временное правительство громогласно заявило о продолжении участия в войне, а от решения земельного вопроса уклонилось, поручив его будущему Учредительному собранию, которое ещё и не избиралось.
В 1917 году с фронта в Лепсинский уезд начали возвращаться солдаты. В их числе большевики З. Дегтярев и Ф. Черкашин, которых тут же избрали в Совет солдатских и крестьянских депутатов. Они начали активную агитацию против политики Временного правительства… Их поддержали местные крестьяне. В результате 1-8 июля здесь произошли массовое революционное выступление, в результате которого, комиссар Временного правительства эсер Балабанов был арестован. Но выступление местными казаками было подавлено, а З. Дегтярев и Ф. Черкашин убиты.
Все с нетерпением ждали решений центра. Они пришли 26-27 октября 1917 года в виде первых декретов «О мире» , «О земле» и об образовании новой Советской власти. С быстротой телеграфа эти декреты разнеслись по империи, и уже на следующий день в областных центрах было объявлено об установлении Советской власти из числа беднейших слоёв населения, о выходе из войны, о национализации всей земли и разрешении делить её по- справедливому.
В ответ на это 1 ноября в Верном офицерско-казацкой верхушкой, эсерами и меньшевиками под руководством некоего Шкапского был совершен вооруженный захват власти. Верненский Совет рабочих и солдатских депутатов был разогнан, закрыта «Семиреченская крестьянская газета», расформированы просоветски настроенные воинские части.
Однако, борьба продолжалась как легально, так и нелегально. И это дало свои плоды.
В декабре 1917 года в Оренбурге состоялся II съезд национальной партии «Алаш», лидеры которой объявили себя представителями всего Казахстана. Съезд, в противовес Советской России, постановил образовать на территории Казахстана национально-государственную автономию «Алаш-Орда» под руководством Алихана Букейханова, Ахмета Байтурсынова и других. Они приняли решение не признавать Советскую власть, программу большевиков, а все решения и законы новой власти считать недействительными. Суть главных разногласий с большевиками заключалась в следующем. Если большевики объявили, что повсеместно руководить должны Советы, избранные из бедных и средних слоев населения независимо от национальности, то алашординцы предлагали, буржуазную парламентскую республику с учетом национальных традиций… Позже они разорвали связи с центром, а когда сформировалось белогвардейское движение перешли на его сторону, надеясь, что белогвардейские правительства в Омске, в Поволжье и адмирал Колчак признают «Алаш-Орду» как полноценное независимое государство и даже поддержали белых в борьбе против Советской власти. Но этого не случилось. Белые не признавали независимого Казахстана и использовали алашординцев, лишь как таран против большевиков.
А.Нижников,
историк-краевед.
На снимке: Гостем музея «Черкасской обороны» был и бывший руководитель Казахстана Д.А. Кунаев.
(Продолжение следует).