Социальный кодекс Республики Казахстан станет основой для справедливой социальной политики и выстроен в соответствии с этапами жизненного пути каждого человека, начиная от рождения до выхода на пенсию, с последующим указанием мер, потребность в которых может возникнуть не у каждого (социальные гарантии для лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации).
Основными новациями Социального кодекса являются:
- Цифровая карта семьи (поддержка оказываться в проактивном формате, т.е. социальные выплаты и помощь гражданам назначаются на основании данных, имеющихся в информационных системах государственных органов, а бумажные документы будут поэтапно исключаться из системы).
- Новая парадигма государственной поддержки (предусматривает сначала адресные меры для упреждения социальных рисков, только затем адресную помощь, направленную на борьбу с последствиями социальных рисков).
- Полная трансформация социального обслуживания (повышение доступности специальных социальных услуг для граждан с инвалидностью путем привлечения неправительственных организаций, частного сектора и членов их семей).
- Изменения в сфере пенсионного обеспечения граждан (поэтапное увеличение базовой пенсии в ближайшие пять лет).
- Изменения в сфере занятости (признание всех видов гибкой занятости; повышение квалификации рабочей силы; цифровые центры занятости).
Таким образом, Соцкодекс является единым источником знаний граждан о своих социальных правах и обязанностях, а также позволит вести автоматизированный мониторинг социального благосостояния населения.
Следует отметить, что Кодексом сохранены все социальные гарантии и формы соцподдержки, которые есть сегодня, в том числе обеспечение граждан пенсиями и пособиями, а также социальными выплатами из АО «Государственный фонд социального страхования» (далее – Фонд).
Обязательное социальное страхование внедрено с 2005 года, как дополнительный уровень социальной защиты работающих граждан при наступлении 6 видов социальных рисков.
Финансовые ресурсы системы обязательного социального страхования формируются за счет социальных отчислений в размере 3,5% от дохода не менее одной и не более семикратного размера минимальной заработной платы, уплачиваемых работодателями за работников, а также индивидуальными предпринимателями и лицами, занимающимися частной практикой за себя.
При этом, социальные отчисления не удерживаются из заработной платы работника, как обязательные пенсионные взносы, а уплачиваются за счет средств работодателей.
Обязательное социальное страхование основано на принципах солидарности, поскольку социальные отчисления уплачиваются за всех работающих граждан, а выплаты могут получить только те, у кого наступил социальный риск
Социальная выплата по утрате трудоспособности из Фонда назначается дополнительно к выплачиваемому за счет республиканского бюджета государственному социальному пособию по инвалидности.
Выплата назначается участнику системы обязательного социального страхования на весь период установления подразделением медико-социальной экспертизы степени утраты общей трудоспособности от 30% до 100%, независимо от продолжения трудовой деятельности.
Размер социальной выплаты зависит от дохода участника системы, с которого производись социальные отчисления за последние 2 года, а также от коэффициентов степени утраты трудоспособности, стажа участия в системе и замещения дохода.
С 1 июля 2023 года пособия и выплаты лицам с инвалидностью повышены на 14,5%, с учетом ранее проведенного с 1 января т.г. их повышения состоявшимся получателям на 8,5%, рост пособий и выплат в годовом выражении составил 23%.
Социальная выплата на случай потери кормильца из Фонда назначается дополнительно к выплачиваемому за счет республиканского бюджета государственному социальному пособию по потере кормильца.
Право на выплату возникает у членов семьи, находящихся на иждивении умершего (признанного судом безвестно отсутствующим или объявленного умершим) кормильца со дня его смерти. Выплата осуществляется до достижения иждивенцем возраста 18-лет, а в случае продолжения обучения по очной форме до 23-лет.
Размер социальной выплаты зависит от дохода умершего кормильца, с которого производились социальные отчисления за последние 2 года, а также коэффициентов замещения дохода, количества иждивенцев и стажа участия в системе.
С 1 июля 2023 года пособия и выплаты семьям, потерявшим кормильца, повышены на 14,5%, с учетом ранее проведенного с 1 января т.г. их повышения состоявшимся получателям на 8,5%, рост пособий и выплат в годовом выражении составил 23%.
Учитывая, что при наступлении социального риска участник системы обязательного социального страхования, в том числе его семья, в случае его смерти, получает и базовые пособия, и выплаты из Фонда, его социальная защита выше, чем у неработающего.
Социальная выплата по потере работы из Фонда назначается участнику системы обязательного социального страхования со дня регистрации в качестве безработного в соответствии с законодательством о занятости населения.
Размер социальной выплаты зависит от дохода участника системы, с которого производись социальные отчисления за последние 2 года, коэффициентов стажа участия в системе и замещения дохода (45% или 0,45).
Выплата осуществляется от 1 до 6 месяцев в зависимости от стажа участия в системе.
Социальная выплата на случай потери дохода в связи с беременностью и родами, а также усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) из Фонда назначается с даты отпуска по беременности и родам, указанной в листе о временной нетрудоспособности. Выплата осуществляется на весь период листа временной нетрудоспособности.
Размер единовременной социальной выплаты зависит от дохода, с которого производились социальные отчисления за последние 12 месяцев и количества дней нетрудоспособности.
Социальная выплата на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком до полутора лет из Фонда назначается участнику системы обязательного социального страхования, фактически осуществляющему уход за ребенком с даты рождения ребенка.
Размер социальной выплаты зависит от дохода участника системы, с которого производись социальные отчисления за последние 2 года и коэффициента замещения дохода (40% или 0,4).
В рамках Социального кодекса параметры назначения социальных выплат из Фонда сохраняются без изменения.
Кроме этого, с 1 июля 2023 года Кодексом предусмотрено:
- расширение охвата обязательным социальным страхованием порядка 30 тыс. индивидуальных помощников, оказывающие услуги по сопровождению лица с инвалидностью первой группы, имеющего затруднение в передвижении. Это означает, что при наступлении социальных рисков, индивидуальный помощник будет иметь право на социальные выплаты из Фонда, обеспечен медицинской помощью в рамках страхового пакета из Фонда социального медицинского страхования, а также при достижении пенсионного возраста — иметь трудовой стаж для базовой пенсии и право на накопительную пенсионную выплату.
В целом развитие системы социального страхования от различных социальных рисков предусматривает стимулирование продуктивной и формальной занятости.
Более подробную информацию о системе обязательного социального страхования можно получить через интернет-ресурс Фонда: gfss.kz и в аккаунтах социальных сетей Фонда и Филиала.