Обязательное социальное страхование внедрено с 2005 года, как дополнительный уровень социальной защиты работающих граждан при наступлении 6 видов социальных рисков.
Финансовые ресурсы системы обязательного социального страхования формируются за счет социальных отчислений в размере 3,5% от дохода не менее одной и не более семикратного размера минимальной заработной платы, уплачиваемых работодателями за работников, а также индивидуальными предпринимателями и лицами, занимающимися частной практикой за себя.
При этом, социальные отчисления не удерживаются из заработной платы работника, как обязательные пенсионные взносы, а уплачиваются за счет средств работодателей.
Обязательное социальное страхование основано на принципах солидарности, поскольку социальные отчисления уплачиваются за всех работающих граждан, а выплаты могут получить только те, у кого наступил социальный риск
Социальная выплата на случай потери кормильца из Фонда назначается дополнительно к выплачиваемому за счет республиканского бюджета государственному социальному пособию по потере кормильца.
Право на выплату возникает у членов семьи, находящихся на иждивении умершего (признанного судом безвестно отсутствующим или объявленного умершим) кормильца со дня его смерти. Выплата осуществляется до достижения иждивенцем возраста 18-лет, а в случае продолжения обучения по очной форме до 23-лет.
Размер социальной выплаты зависит от дохода умершего кормильца, с которого производились социальные отчисления за последние 2 года, а также коэффициентов замещения дохода, количества иждивенцев и стажа участия в системе.
п р а в о на СВпк возникает с даты смерти, указанной в свидетельстве или уведомлении о смерти, либо со дня вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина – участника системы обязательного социального страхования умершим, либо с даты, указанной в решении суда о признании его безвестно отсутствующим или объявлении его умершим.
П Р А В О на выделение доли СВпк возникает со дня обращения за ее выделением.
Способы обращения:
- в проактивной форме, путем получения согласия потенциального получателя на поступившее СМС-сообщение для реализации права на СВпк,
или - через веб-портал «электронного правительства» (www.egov.kz),
или - в отделение Государственной корпорации «Правительство для граждан» (ЦОН).
Д О К У М Е Н Т Ы для назначения*:
1) документ, удостоверяющий личность заявителя;
2) свидетельство (свидетельства) о рождении ребенка (детей);
3) документы или сведения, подтверждающие родственные отношения с умершим (признанным судом безвестно отсутствующим или объявленным умершим);
4) справки из организации общего среднего, технического, профессионального, послесреднего, высшего, послевузовского образования о том, что члены семьи в возрасте от 18 до 23 лет являются обучающимися или обучавшимися по очной форме обучения (обновляется ежегодно);
5) в случае установления опеки (попечительства), представляется документ, подтверждающий установление опеки (попечительства);
6) сведения о 20-ти значном номере банковского счета.
*Представление документов не требуется при возможности получения их из информационных систем.
Р А З М Е Р: СВпк = (СМД — 50% от МЗП) х КЗД х ККИ х КСУ
СМД – среднемесячный доход, с которого уплачивались социальные отчисления в Фонд за последние 24 календарных месяца (независимо от того, были ли в этот период перерывы в социальных отчислениях), предшествующих месяцу, в котором наступило право на СВпк;
МЗП – размер минимальной заработной платы, установленный законом о республиканском бюджете на дату возникновения права на СВпк (в 2023 г. МЗП=70 000 тенге);
КЗД – коэффициент замещения дохода = 0,6;
ККИ – коэффициент количества иждивенцев:
Количество иждивенцев
1 иждивенец
2 иждивенца
3 иждивенца
4 и более иждивенцев
ККИ
0,5
0,65
0,8
1,0
КСУ – коэффициент стажа участия:
Стаж участия
менее
6 мес.
от 6 до 12 мес.
от 12 до 24 мес.
от 24 до 36 мес.
от 36 до 48 мес.
от 48 до 60 мес.
от 60 до 72 мес.
от 60 и более
мес.
КСУ
0,1
0,7
0,75
0,85
0,9
0,95
1,0
- 0,02 за каждые
12 мес., но не более 1,3.
Более подробная информация: gfss.kz; gfss_; @gfsskaz.